Министр культуры Владимир Мединский попросил премьера Дмитрия Медведева разрешить министерству заняться организацией всероссийских государственных лотерей. За пять лет глава Минкультуры надеется собрать от этой деятельности не менее 5 млрд руб., после чего направить их на поддержку современного искусства, кинематографии, народного творчества, молодых дарований, библиотек и на развитие туризма.
Владимир Хотиненко, кинорежиссер:
— Почему бы Министерству культуры не зарабатывать деньги на культуру? У нас на нее денег катастрофически не хватает, культура пребывает в эрозии, здесь любые средства хороши. Мартин Скорсезе, к примеру, на деньги мафии кино снимает. Лотерея — это не запрещенный государством способ добычи денег. Если это позволит выделить дополнительные средства на искусство — ради бога. Проблема немного в другом: у нас часто за благими намерениями кроется непонятно что. Нужно посмотреть, были ли подобные прецеденты, привели ли они к каким-либо результатам. Я знаю такую вещь: у нас запретили казино в Москве, а казино, к примеру, в Германии заработанные средства перечисляют в том числе на культуру.
Дмитрий Озерков, глава отдела современного искусства Государственного Эрмитажа:
— Практика не самая плохая, вопрос в том, как это организовать. Если направленность на то, чтобы помочь культуре, то все средства хороши. А дойдут ли деньги до адресата — это вопрос к другому министерству. Я понимаю, кому эти деньги нужны, ведь библиотекари и музейщики живут в жутких условиях, при том что культура держится в основном на них, на личностях. И если какой-нибудь библиотекарь из-за зарплаты уходит работать, например, в торговую точку, страдает прежде всего культура. А государство обязано поддерживать культуру, ведь если умирает культура, то через нее — и государство. И если оно считает, что для поддержки нужны именно лотереи, то ему виднее. Деньги в принципе не пахнут, но дело государства — как эти деньги перераспределять. Для меня очевидно, что господдержка культуры должна быть более четкой. Так что я переложил бы вопрос с того, откуда мы берем деньги, на то, что именно мы поддерживаем. Государство должно спрашивать уважаемых в культуре людей, что, по их мнению, нужно поддержать, а то зачастую поддерживают такие вещи, которые, наверное, можно и не поддерживать.
Алексей Феоктистов, режиссер, продюсер:
— В принципе может, но эта игра больше похожа на провокацию. Деньги, завязанные на отрицательной энергетике, вряд ли пойдут на хорошее кино. Идея с лото от Минкульта не кажется мне продуманной. И вообще, я считаю, что народ должен иметь возможность контролировать и голосовать за то, куда идут его деньги. Как будут делиться полученные деньги между кинематографом, туризмом и музеями? А главное — кто это будет контролировать? Каким будет механизм выделения денег на кинематограф и кто будет определять, кто достоин их получить, а кто нет? Боюсь, что на все эти вопросы нет ответа даже у министра. К сожалению, деньги, которые сейчас выделяются на развитие кино, не доходят до талантов, они оседают у "своих" режиссеров. Не хотелось бы, чтобы и эти ресурсы постигла та же участь.