Виртуальные игры уже давно перестали быть несерьезным развлечением. Сейчас это многомиллионная индустрия, стремительно развивающаяся и захватывающая все больше приверженцев. Мировой оборот от киберспорта уже превысил $7 млрд, и это не предел. Для букмекерского сообщества киберспорт становится новым видом заработка, и в ближайшем будущем он, возможно, обгонит даже футбол по объему ставок. Российские компании не отстают от зарубежного тренда, активно внедряя этот продукт в свою бизнес-стратегию. По этому пути пошла и компания UB|Gaming, которая недавно презентовала новый продукт от GREENBET ― ставки на киберспорт. В пресс-службе UB|Gaming сообщили, что аудитория российских игроков киберспорта наибольшая в Европе, поэтому данный рынок открывает для букмекеров широкие возможности. О перспективах киберспорта в мире и России — в материале Betting Business Russiа.
Вслед за молвой
Большинство разговоров вокруг киберспорта сосредоточено на ошеломляющих цифрах относительно объема зрительской аудитории, сумм призовых фондов, растущего спонсорского интереса и участия в киберспортивных ставках.
Рынок ставок на киберспорт — крупномасштабный и разнообразный. Он охватывает множество продуктов, форматов, уровней сложности и может в конечном итоге стать одной из главных движущих сил в процессе развития индустрии.
Прием ставок на киберспорт действует в основном в Интернете, хотя, по мнению экспертов, вскоре могут появиться наземные опции для таких ставок. Международные компании, предлагающие спортивные ставки на видеоигры, можно условно разделить на два типа: традиционные онлайн-букмекеры, расширяющие свой бизнес в направлении киберспорта (например, Betway, Bet365, Pinnacle), и новые сайты, которые сосредоточены главным образом на киберспорте (например, Unikrn).
В России поддержать международную тенденцию развития ставок на киберспорт решила компания UB|Gaming, которая недавно презентовала новый продукт от GREENBET. Уже начиная с января 2017 года операторы, работающие с продуктом GREENBET, смогут предложить игрокам в своих ППС ставки на киберспорт.
По словам пресс-службы, особенностью нового продукта компании является ценность бренда GREENBET и сформированная вокруг него лояльная аудитория, открывающая широкие возможности по кросс-активностям, различным акционным и стимулирующим программам, перетягивающим пользователей с одного продукта линейки на другой. Новый сервис ориентирован не только на российских игроков, также планируется вывести продукт на международный рынок.
С точки зрения общей суммы ставок, мировой рынок ставок на киберспорт измеряется в миллиардах долларов. По предварительным оценкам, общая сумма денежных ставок на виртуальный спорт составит примерно $594 млн по итогам 2016 года. Эта сумма превышает ожидаемый оборот индустрии фэнтези-киберспорта, но далека от предполагаемой совокупной суммы ставок от скин-беттинга.
Подсчеты охватывают только данные лицензированных онлайн-букмекеров, оперирующих в рамках регулируемых юрисдикций. Следовательно, эти цифры существенно ниже реального показателя, который должен суммировать данные регулируемой активности и теневого букмекерского рынка.
В пресс-службе UB|Gaming отмечают, что российский рынок ставок на киберспорт также показывает положительную динамику и продолжает расти. Однако анализ отечественной отрасли невозможно проводить без учета объема европейского рынка киберспорта в целом. «Согласно разным исследованиям, европейский рынок киберспорта оценивается в $300 млн, охват аудитории — 23 млн человек. При этом нужно отметить, что Россия по этим показателям занимает первое место в Европе», — добавили в пресс-службе.
Сегодня практически все крупные международные букмекеры имеют в своем арсенале хотя бы несколько предложений по ставкам на видеоигры.
В продукте GREENBET также делается акцент на разнообразие, поэтому в линейку событий включены самые разные киберспортивные соревнования: от классических в этой отрасли Counter-strike, Dota, FIFA, Mortal kombat, World of tanks и до таких «экзотических», как киберганбол, киберкрикет, киберрестлинг, киберрегби, киберамериканский футбол, кибербасетбол, киберхоккей. В UB|Gaming предполагают, что по популярности среди российских игроков лидерство будет поделено между классическими видами, такими как Counter-Strike, Dota и FIFA.
Потенциальные трудности
На пути к развитию индустрии киберспортивного беттинга возникает ряд трудностей, с которыми сталкиваются абсолютно все международные букмекерские компании.
Среди главных трудностей значится проблема данных. Отсутствие достоверных и надежных данных относительно соревнований по киберспорту омрачает перспективность развития сферы киберспортивных ставок. Такие компании, как Sportradar и Betgenius, недавно выдали частичное решение проблемы с данными, но индустрии необходимо внедрить и расширить эти технологии, чтобы в полной мере реализовать потенциал киберспорта.
Ценовая политика также является непростой задачей для eSport. Мастерство установления правильных ценовых тарифов по всем вариациям ставок — залог успеха в букмекерстве. В то время как для традиционных видов спорта, например футбола или бейсбола, создан широкий диапазон для ставок, в киберспорте ситуация другая. Пул ставок на киберспортивные соревнования не может похвастаться аналогичными размерами, даже если говорить о самых простых ставках (например, на исход матча).
Неоднозначность разработчиков — еще один камень преткновения на пути успеха букмекеров в киберспорте. Взаимоотношения между азартными играми и разработчиками игр являются сложным аспектом. Стоит отметить динамичность таких отношений, они развиваются и меняются еженедельно. Кажется, большинство крупных разработчиков игр стараются держать гемблинг на почтительном расстоянии, сохраняя независимую от азартных игр позицию. Такое отношение только усугубляет проблему данных и ценовой политики, а также ограничивает возможности массового рекламного контакта для операторов спортивных ставок, нацеленных на киберспорт.
Чем киберспорт интересен
Соревнования по видеоиграм следует рассматривать как очередной вид спорта. После решения проблем, связанных с данными и ценовой политикой, букмекерам предстоит поработать над улучшением собственной платформы для охвата киберспорта. Подавляющее большинство систем и структур, лежащих в основе многомиллиардной индустрии спортивного беттинга, может быть использовано и для приема ставок по киберспорту.
С точки зрения потенциальных клиентов, киберспорт является идеальной средой для букмекеров. Ядро любителей видеоигр — это многообещающая аудитория для традиционных спортивных букмекеров. Зачастую это молодые люди (от 20 до 35) с приличным доходом (видеоигры считаются недешевым хобби) и четко выраженной склонностью к азартным играм. Привлекательность этой аудитории, скорее всего, подтолкнет многих букмекеров инвестировать значительные средства в саму индустрию киберспорта и ее маркетинговую составляющую. По мнению экспертов, желание заполучить столь перспективную демографическую группу вызовет волну конкурентной борьбы между букмекерскими компаниями.
По данным пресс-службы UB|Gaming, портрет российского игрока схож с мировым, но при этом наблюдаются некоторые особенности. Большую долю российских игроков составляет аудитория в возрасте от 18 до 24 лет, тогда как игроки в возрасте от 25 до 34 лет занимают долю поменьше. В компании уточнили, что у российской аудитории наблюдается высокий уровень лояльности к спортсменам и киберспортивным командам, которая открывает широкие возможности букмекерам по развитию своих продуктов.
«На прошедшей конференции, посвященной киберспорту (eSPORTconf Russia-2016. — Прим. ред.), хорошо проглядывалась тенденция: спонсорство в киберспорте как эффективный инструмент развития на этом рынке. Это подтверждено на конкретных примерах, когда аудитория следует за своими кумирами по разным пабликам с высоким процентом вовлечения, выраженным в подписках на новости сообщества и просмотрах предлагаемого контента. Наша компания также уделяет этому направлению большое внимание и в будущем планирует его использовать для развития и продвижения собственного продукта», — добавили в пресс-службе UB|Gaming.
Так называемая перекрестная продажа — еще один аргумент в пользу киберспорта. Традиционные интернет-сайты азартных игр, которые среди прочих продуктов предлагают киберспортивные события, заявляют об огромном потенциале перекрестных продаж между спортивными ставками и играми в казино. Если такая тенденция сохранится и в индустрии киберспорта, в ближайшем будущем потенциальные клиенты станут золотой жилой для операторов.